Егорова Ольга Ильинична.docx
Microsoft Word документ 1.9 MB

ФИО           Егорова Ольга Ильинична

Должность    учитель начальных классов

Имеющаяся  категория   первая

          Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

- Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.

- Изучение прогрессивного опыта коллег.

- Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей.

1.2  Дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, справки.

·      Почётная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия за успехи в профессиональной деятельности и в связи с 60-летием п. Каменск, № 56 от 01.03.2010;

·      Диплом 2 степени республиканской выставки-ярмарки педагогических инноваций, методических идей в номинации «Воспитательная деятельность на основе Концепции духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»;

·      Грамота за победу в республиканской  выставке-ярмарке педагогических инноваций, методических идей, 2012 г.

·      Грамота за подготовку команды МБОУ «Каменский лицей им.В.Е.Кожевина» и занявшей 1 место в номинации «За лучшую презентацию команды», БГУ,16.05.2012 г.;

·      Сертификат участия в семинаре «Формирование универсальных  учебных действий в различных образовательных областях», ПИ БГУ, № 11-2309, 2011г.;

·      Сертификат АОУ ДПО РБ «РИКУиО»  участия в республиканской выставке - ярмарке педагогических инноваций, методических идей, 2012 г.;

·      Сертификат участия в республиканском семинаре « Развитие детской прессы как социального института воспитания и развития в информационном обществе» Министерства образования и науки Республики Бурятия, 2012 г.;

·      Сертификат участия в республиканской выставке-ярмарке педагогических инноваций, методических идей – 2010 в АОУ ДПО ОБ «РИКУиО»;

·      Сертификат подтверждения автономной некоммерческой организации «Центр дистанционных и творческих инициатив Радиус» в том, что является куратором  Всероссийской дистанционной олимпиады «Домик-Семигномик- 2012»;

·      Благодарственное письмо автономной некоммерческой организации «Центр дистанционных и творческих инициатив Радиус» за подготовку победителей и призёров Всероссийской дистанционной олимпиады «Домик-Семигномик- 2012»;

·      Благодарственное письмо  за активное участие учащихся класса в конкурсе рисунков в рамках акции «Неделя Налоговых Знаний», 2012 г;

·      Благодарность за высокий профессионализм и активное участие в организации интеллектуальной и творческой деятельности школьников во Всероссийском дистанционном марафоне «Экологическая азбука», 2013 г.

·      Грамота БГУ за активное участие в проведении межрегионального конкурса «Гуламта», 2013 г.

Цель и задачи профессиональной деятельности.

         Исходя из новых целей и задач современного образования, я определила цель педагогической деятельности: формирование у учащихся качественных знаний, умений, навыков, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта для начальной школы, на основе изучения личности каждого ученика, его интересов, склонностей и использования педагогического мониторинга как одного из необходимых условий для глубокого анализа учебной деятельности учащихся.

              Для реализации цели мною были поставлены задачи:

·         обеспечить начальный этап становления личности, выявление и целостное развитие способностей ребёнка;

·         развить  умение учиться и стремиться к  самообразованию и самовоспитанию;

·          развивать широкие познавательные  интересы, инициативы и любознательность, мотив  познания и творчества;

·          формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·           создавать условия для формирования здорового образа жизни;

·         формировать основы  гражданской идентичности личности;

      Желание  учиться не пропадет только при условии, если ученик добивается успехов в учебе. Таким образом, цель  моей профессиональной  деятельности  в полной мере согласуются с целями деятельности школы.

     Организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика,                         

остаётся одной из самых острых проблем начального образования. В связи с этим наиболее существенным является вопрос о том, как должен быть построен процесс обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников.

Материально-техническая база профессиональной деятельности

         В моем кабинете имеется учебная мебель с учетом физических параметров детей, книжные шкафы, где хранятся  рабочие программы,  инструкции по технике безопасности, методическая литература, разработки классных часов и мероприятий; художественные книги, справочники, тесты,  информационно-справочная литература, дидактический материал, портфолио учащихся. Кабинет оснащен  новой доской, учебными стендами.         

      Необходимым условием реализации  педагогической  деятельности  является создание наиболее благоприятных условий  для развития всех категорий учащихся в классе. Учебный план, программы и методические пособия позволяют поставить обучение в зависимость от способностей и интересов каждого ученика. Меня интересуют вопросы, связанные с внедрением компьютерных технологий в процесс преподавания  в начальных классах. В своей работе использую современные образовательные технологии:

·         ИКТ

·         Технология уровневой дифференциации

·         Игровые технологии

·         Проблемное обучение

·         Групповые технологии

·         Личностно - ориентированное развивающее обучение

      Применению современных технологий способствует оборудование моего кабинета. Он оснащён современным оборудованием:

- компьютер, соединенный  локальной сетью;

-Мультипроектор;

-Телевизор;

-Принтер;

- Сканер

ИКТ я внедряю на следующих этапах работы: 

 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);

2) в закреплении программного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

4) в самостоятельной работе;

5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;

6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей учащихся

        Особое внимание я уделяю мультимедийным презентациям. Они способствуют усвоению теоретического материала не только через активизацию мыслительной деятельности, но и через возможность переноса знаний при наличии идентичных элементов из опыта прошлой деятельности.

      Использование средств мультимедиа значительно расширяет  возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств мультимедиа позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность школьников  в образовательной деятельности. ИКТ позволяют существенно повысить уровень усвоения и закрепления учебного материала.  На уроках я применяю специально разработанную систему компьютерных тестов, позволяющую контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогающую избежать ошибок в дальнейшем. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.     Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей и умственных способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых интересов к изучению русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, развитию творческого потенциала, повышению мотивации к обучению. Все это позволяет добиваться положительных  результатов.

В своём кабинете создала библиотеку методических материалов для успешной работы   в начальных классах: журналы  «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя», газета «Начальная школа 1 сентября», адреса сайтов Интернета.

Учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала.

 

  Анализ и оценка качества образовательных результатов детей

Мною проведены психодиагностические обследования каждого ребенка, которые позволили установить особенности его интеллектуального развития, степень и направление отклонения от нормы, помогли объективно выявить особенности психического и физического развития ребенка, что имело практическое значение при выборе адекватных, оптимальных форм и методов урочной и внеурочной работы с детьми.  Диагностическое исследование позволило мне выявить сильные и слабые стороны индивидуального развития познавательной сферы и динамику развития личности ребенка.

Некоторым детям учеба дается с трудом.  Для этих детей организую дополнительные  групповые или индивидуальные занятия, которые проходят во внеурочное время и позволяют уделить как можно больше внимания каждому ученику.  Благодаря этим занятиям, степень усвоения материала стабильно повышается, что можно проследить по итогам  контрольных письменных работ.

    В контроле динамики успеваемости мною использовались традиционные и современные средства диагностики. Среди них - анализы письменных контрольных работ по русскому языку и математике; индивидуальные карты по технике чтения; индивидуальные диагностические карты письменных контрольных и самостоятельных работ; рейтинговая система контроля; индивидуальные карты динамики усвоения обще-учебных навыков в условиях безоценочной системы в 1 классе.

                Благодаря широким возможностям отслеживания результатов четко  прослеживается  рост  качества  образования  по  школьным  предметам, что  стало  возможно  благодаря применению в  работе  с  обучающимися индивидуального  подхода, методов  личностно-ориентированного  обучения. За последние четыре года в педагогической  работе  наблюдается  положительная  динамика  учебных  достижений  учащихся:  при  100%   успеваемости  качество  обучения  составляет от 55% до 70%.

2.5 Динамика учебных достижений

Класс

Учебный год

Качество %

успеваемость%

средний балл

4  б

2012- 2013

55 %

100 %

3,8

1 б

2013 - 2014

60%

100 %

3,9

2 б

2014 - 2015

63 %

100 %

4,1

3 б

2015 - 2016

70%

100 %

4,2

   

     Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся   за истекшие 2012 – 2016гг. по русскому языку, математике, литературному чтению  видно, что качество знаний  по русскому языку повысилось на 8%; по математике – на 6%, по литературному чтению - на 11%.

Уровень  успеваемости  и качества знаний  по предметам.

 Русский язык

2013-16 г.

4 класс

2013-14 г.

1 класс

2014-2015 г.

2 класс

2015-2016

3 класс

успевае-мость

качество

ср. балл

качес-тво

успевае-мость

ср. балл

качество

успевае-мость

ср. балл

качество

успевае-мость

ср. балл

100 %

51 %

3,6

58 %

100  %

3,8

60 %

100%

4,0

67 %

100%

4,1

 

 

 

 

Математика

2013-16 г.

4 класс

2013-14 г.

1 класс

2014-2015 г.

2 класс

2015-2016

3 класс

успевае-мость

качество

ср. балл

успевае-мость

качество

ср.балл

успевае-мость

качество

ср.балл

успевае-мость

качество

ср.балл

100%

49 %

3,5

100%

51%

3,9

100%

55%

4,1

100%

65 %

4,2

 

Чтение

2013-16 г.

4 класс

2013-14 г.

1 класс

2014-2015 г.

2 класс

2015-2016

3 класс

успевае-мость

качество

ср.балл

успевае-мость

качество

ср.балл

успевае-мость

качество

ср.балл

успевае-мость

качество

ср.балл

100 %

58 %

4,1

100%

61%

4,2

100 %

65%

4,3

100 %

71%

4,5

 

Окружающий мир

2013-16 г.

4 класс

2013-14 г.

1 класс

2014-2015 г.

2 класс

2015-2016

3 класс

успевае-мость

качество

ср. балл

успевае-мость

качество

ср.балл

успевае-мость

качество

ср.балл

успевае-мость

качество

ср.балл

100 %

79 %

4,1

100 %

82 %

4,2

100 %

85%

4,4

100 %

95%

4,5

Целенаправленная работа позволяет добиваться высоких результатов. Всё это говорит о совершенстве методики преподавания своих предметов. На уроках  высокая плотность, темп, широко  реализуются межпредметные связи. Внедрение в практику работы проблемных, частично – поисковых, развивающих принципов обучения позволяет  достигать высоких результатов в обучении. У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

·         они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

·         понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу другого;

·         умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

·         активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

        А главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Дополнительные занятия необходимы и детям с  повышенным уровнем. В моём классе есть группа детей, значительно опережающих своих сверстников по интеллекту и общему развитию. В работе с такими детьми  я использую  групповые и индивидуальные занятия, даю дополнительные задания повышенной трудности, использовала при этом задания олимпиадного уровня, игр-конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Эму». Для оценки результативности могут служить участие и  достижения  учащихся   в школьных и районных мероприятиях.  

Образовательные результаты детей  в предметных олимпиадах,               конференциях, конкурсах.

Год

Уровень 

2013-16 г.

4 класс

2013-14 г.

1 класс

2014-2015 г.

2 класс

2015-2016

3 класс

 

 

Количество участников

Всероссийский уровень

Олимпиады

 

 

4

5

 

Конкурсы

 

 

2

4

 

Региональный уровень

Олимпиады

1

2

3

4

 

Конференции

1

2

3

3

 

Конкурсы

1

2

4

6

 

Муниципальный уровень

Олимпиады

 

4

5

5

 

Конференции

2

1

 1

2

 

Конкурсы

 

1

2

 2

 

Школьный уровень

Олимпиады

1

4

4

4

 

Конференции

1

1

2

3

 

Конкурсы

1

1

2

6

 

        Учащиеся класса являются активными участниками общешкольных, районных, республиканских творческих конкурсов и всероссийских дистанционных олимпиад.

В 2011 году Портнягин Евгений стал участником 6 Республиканской олимпиады школ развивающего обучения, награждён грамотой и памятным свидетельством.

В 2011 году Стрекаловская Оксана, Бояркина Мария участвовали в районном «Фестивале налоговой грамотности» и награждены грамотами за активное участие.

В 2012 году Портнягин Евгений, Бояркина Мария участвовали в районном конкурсе детских творческих работ «Сохраним леса Бурятии от пожаров».  Портнягин Женя отмечен в номинации «Лучший слоган», Бояркина Мария стала победительницей в номинации «Лучший рисунок».

В 2012 году учащиеся приняли участие  в районном конкурсе детских творческих работ «Безопасная дорога глазами детей. Бояркина Маша получила Диплом I степени за лучший рисунок, Стрекаловская Оксана - Диплом II степени за лучший рисунок, Зубков Никита – Диплом III степени за лучший рисунок.

В 2012 году учащиеся приняли участие в районном конкурсе детских творческих работ «Нет - коррупции». Бояркина Мария заняла 1 место, Стрекаловская Оксана- 2 место в номинации «Лучший рисунок», Эрдынеева Настя- 1 место в номинации «Лучший плакат».

В 2012 году Портнягин Евгений стал победителем, Шульгин Алексей - призёром Всероссийской дистанционной олимпиады  «Домик-Семигномик 2012».

В 2013 году учащиеся класса приняли участие в районном конкурсе рисунков «Мой папа самый лучший», Эрдынеева Настя награждена дипломом победителя.

В 2013 году Портнягин Евгений занял 1 место в районной олимпиаде по математике.

Таким образом, данные результаты  говорят о том, что высокий познавательный интерес воспитанников  определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников в различных мероприятиях, что способствует:

- формированию общей  культуры учащихся

- активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся

- развитию творческих способностей воспитанников

- повышению качества образования.

Но успехи и результаты труда учителя и учеников я не считаю самоцелью. Главное, дать возможность детям поверить в свои силы, получить удовлетворение и радость от своего труда, почувствовать  вкус учёбы и прелесть победы над собой. Важнейшим параметром оценки результатов деятельности ученика является полнота, осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи.

Конечно, учащиеся понимают, что можно ошибиться, можно и исправить ошибку - главное достичь положительного результата деятельности. Но не всегда удаётся уберечь их от стрессов по поводу неудач. Я учу своих учеников адекватно воспринимать оценку, формирую самоконтроль, умение анализировать и объективно оценивать свою деятельность. Я знаю, что мастерами своего дела не рождаются, а становятся в процессе практики и, как говорил А.С. Макаренко, «мастером может стать каждый», что это вещь вполне достижимая, но требует от человека огромного труда и волевых усилий по работе над собой, по самосовершенствованию. Этому учу и своих учеников.

Вывод: Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности  по педагогическому сопровождению обучения и воспитания в начальной школе средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:

        1.      Высокой мотивации учащихся,  огромного желания и терпения  родителей, квалифицированном руководстве педагога;
        2.      Грамотного использования  диагностического инструментария;
        3.      Развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
        4.      Системного применения самостоятельных работ на уроках;
        5.      Отслеживания и выяснения причин неуспеваемости отдельных учащихся;
        6.      Мониторинга  качества знаний на всех этапах педагогической деятельности; 
Выявлены  проблемы:
        1.      В связи с введением ФГОС необходимо подобрать инструментарий для отслеживания УУД. Диагностика результативности образовательного процесса не может ограничиваться лишь отслеживани­ем становления предметных знаний и умений у младших школьников. Важ­ную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка, ведь предметные знания нужны ребенку не сами по себе, а как инструмент его адаптации к окружающему миру.
        2.      Проблема несоответствия требований учителя и родителей;
        3.      Отсутствие  правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
        4.      Слабая материальная обеспеченность семей;
        5.      Недостаточная  заинтересованность  родителей к обучению учащихся.
Для  совершенствования педагогической системы  разработана программа  дальнейшей деятельности.
№ п/п
Направления деятельности
Сроки 
                                        1.       
Самообразование по теме «Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе» 
В течение года
                                        2.       
Создание банка диагностических методик для отслеживания УУД.
В конце учебного года
                                        3.       
Создание банка заданий для коррекционной работы с учащимися.
В первой четверти
                                        4.       
Привлечение к сотрудничеству родителей.
В течение года

       Целью своей дальнейшей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся. За основу своей педагогической деятельности беру предметный мониторинг, в ходе которого диагностирую и отслеживаю индивидуальные учебные достижения каждого учащегося. Строю его с учётом возрастных и  психологических особенностей детей и представляю в виде совокупностей двух видов деятельности: деятельности того, кто обучает (учитель), деятельности того, кто учится (ученики).

Приложения

                                                           

Мои дети на вручении наград за победу в районном конкурсе .

 

            Достижения детей в исследовательской работе.

Мои учащиеся являются постоянными участниками школьной научно-практической конференции «Я познаю мир». Ребята получают высокую оценку и отмечаются жюри в различных номинациях. Ниже представлены исследовательские работы учащихся, выполненные под руководством  учителя и отмеченные на школьной и районной  конференциях.

 

№ п/п

Название работы

Год

Участник

Где отмечена

1

Исследовательская  работа «Рост и развитие хомячка»

2008

Фурман Анжела

Диплом III степени научно-практической конференции «Я открываю мир»

2

Исследовательская  работа «Разные виды словарей  в русском  языке»

2008

Рябкова Кристина

Грамота лауреата научно-практической конференции «Я открываю мир»

3

Исследовательская  работа  «Разнообразие видов кошачьих»

2008

Кондратьева Саша

Грамота лауреата научно-практической конференции «Я открываю мир»

4

Исследовательская  работа «Огород на окне»

2008

Гусейнова Елена

Грамота лауреата научно-практической конференции «Я открываю мир»

5

Исследовательская работа

«Нужен ли нам завтрак?»

2009

 

Вальздорф Максим

Грамота призёра научно-практической конференции «Я открываю мир»

6

Исследовательская  работа «Дышит ли наша кожа?»

2010

Шульгин Алексей

Грамота лауреата научно-практической конференции «Я открываю мир»

7

Исследовательская  работа «Загадки мыльных пузырей»

2011

Шульгин Алексей

Диплом I степени школьной научно-практической конференции « Я открываю мир».

Диплом I степени районной научно-практической конференции «Умка-2011»

8

Исследовательская  работа «Значение колыбельных песен для развития малыша»

2012

Стрекаловская Оксана

Грамота лауреата научно-практической конференции         «Я открываю мир»

9

Исследовательская  работа «Скалярии. Размножение в разных условиях»

2012

Шульгин Алексей

Грамота лауреата научно-практической конференции         «Я открываю мир»

 

Исследовательская работа

«Загадки конфетных фантиков»

2015

Ивачёва Алёна

Диплом I степени школьной научно-практической конференции « Я открываю мир».

Диплом I степени районной научно-практической конференции «Умка-2014»

 

Исследовательская работа « Куда улетают воздушные шарики»

2016

Ивачёва Алёна

Диплом I степени школьной научно-практической конференции « Я открываю мир».

Грамота в номинации «Почемучка» районной научно-практической конференции «Умка-2016»

 

Творческий проект «Мой прадед»

2016

Группа класса

! место в школьном конкурсе проектов

 

 Воспитательная деятельность

Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение.

  В связи с этим в нашей школе разработана  и реализуется программа воспитательной системы «Школьная Галактика»  

Цель: Развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника.

Задачи:

1.        Организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп.

2.        Воспитание творческой, образованной личности с максимально развитыми способностями к учению.

3.        Развитие самоуправления школьников, развитие и упрочнение детской организации, как основы ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации.

4.        Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.

5.        Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

6.        Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой.

7.        Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Исходя из воспитательной системы школы, я разработала и реализую воспитательную программу класса «Мы живём в Сибири»

Цель моей воспитательной программы – формирование и раскрытие творческой личности школьника.

Основными задачами в своей работе считаю:

1.      Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

2.      Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

3.      Развивать познавательную активность учащихся.

4.      Содействовать нравственных позиций школьников.

5.      Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.

6.      Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

Ресурсное обеспечение программы воспитательной программы «Мы живём в Сибири»

                                Спортивный зал, спортивная площадка;

                                Компьютерный класс;

                                Интернет;

                                Мультимедийная аппаратура;

                                Аудио-видео аппаратура;

                                Наличие необходимой методической литературы;

                                Методический кабинет;

                                Библиотека;

Принципы воспитательной работы

1.        Личностно-ориентированный - признание каждого ребенка полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.

2.        Деятельностный – предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

3.        Принцип сотрудничества – взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т.е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество.

4.        Гуманизация воспитания – поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверии к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка.

5.        Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех социальных институтов.

6.        Дифференцированный – отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельном.

7.        Средовой – учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя, ответственного за экологию детей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика.)

Основные методы: психологические тренинги, исследования, дискуссии, работа в малых группах, моделирование ситуаций, прием драматизаций, создание плакатов.

Основные формы: постановки сказок, деловые ролевые игры, экскурсии, спектакли, литературно-музыкальные композиции, интеллектуальные игры, учебные конференции, олимпиады.

В центр своей системы воспитания я  поставила ребенка и определила следующие приоритетные направления воздействия на его личность:


Интеллект

 Патриотизм.

 Здоровье

Экология

Творчество

Самоуправление

Профориентация

 


      Задолго знакомлюсь с родителями будущих первоклассников. Провожу первое родительское собрание за год до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Большую помощь в знакомстве с индивидуальными особенностями детей оказывает анкетирование родителей. Каждый родитель получает памятку, в которой указано, какие школьные принадлежности потребуются первокласснику к началу учебы. Посещая семьи, стараюсь выяснить взаимоотношения между членами семьи, их интересы и возможности. В дальнейшем это позволяет мне привлечь родителей к активной работе с классом, сформировать родительский комитет.

 

В работе с родителями ставлю ряд задач:

 

·           формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса: целеполагания, отбора содержания, форм, средств воспитания, их реализации, анализа и оценки результатов;

 

·           проведение консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания школьника;

 

·           создание системы психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям.

 

Для достижения поставленных задач использую такие формы как: индивидуальные консультации и беседы; анкетирование; родительские собрания; Дни открытых дверей; совместные творческие дела и праздники; информационные уголки для родителей.

 

Особое внимание уделяю:  семьям, где растет один ребенок;  многодетным семьям;  семьям, где один родитель; замещающим семьям, так как в этих семьях встречаются трудности в воспитании детей.

 

 Кружковая работа

 

Кружок «Занимательная математика»

 

Занятия кружка организую 1 раз в неделю согласно тематическому плану.На  занятиях кружка  дети  не только решают занимательные и олимпиадные задания по математике, но и совместно с учащимися создают проекты-презентации занимательных заданий. Вместе с детьми готовлю  открытые мероприятия, занимательные уроки,  и провожу предметные недели, конкурсы, КВНы, брейн-ринги. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.

 

Кружок по краеведению «Наш край».

 

     Данный курс разработан с  целью воспитания ценностного отношения  к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской идентичности младшего школьника, профилактики национализма.

 

       Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

 

1. Формирование мировоззрения учащихся  и  гражданских качеств личности: чувства патриотизма, любви к своей малой  родине;

 

2. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

 

3. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

 

4. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся.

 

5. Формирование метапредметных результатов и универсальных учебных действий.

 

6. Обогащение   жизненного   опыта учащихся: знакомство  с топонимикой  географических объектов района, природным богатством района.

 

 Распространение и обобщение собственного педагогического опыта

 

      Формирование передового педагогического опыта связано с творческими исканиями учителя, вызванными тем, что есть проблемы, которые необходимо разрешить для повышения эффективности, результативности учебно-воспитательного процесса. Провожу обобщение  и распространение педагогического опыта на уровне лицея, муниципального образования, региона, республики.

 

        На протяжении многих лет оказываю методическую  помощь своим коллегам в овладении информационными технологиями через различные формы работы. Неустанный творческий поиск, умение моделировать урок, учитывать все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество - всё это позволяет мне приобрести новые взгляды на будущую деятельность.

 

1.      Всероссийский уровень.

 

·         2011-2012  г. Социальная сеть работников образования. Собственный мини-сайт. Адрес сайта: nsportal.ru. Публикация.

 

·         2012 г. Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Мир конкурсов»

 

unikru.r

 

·         2012 г.  АНО ЦДТИ  "Радиус" cdti43.ru

 

·         2011г.  festival.1september.ru , kamtnskilicey

 

2. Республиканский уровень.

 

·      2010 г.  Участие  в республиканской выставке-ярмарке педагогических инноваций, методических идей с докладом «Разработка рабочей тетради «Я - житель Кабанского района»

 

·      2011 г. Участие в межрегиональной научно-практической конференции «Педагогический капитал: инициативность, творчество, профессиональная мобильность» с докладом «Разработка рабочей тетради «Я - житель Кабанского района как средство создания инновационной среды в начальной школе»

 

·      Публикация в сборнике «Педагогический капитал: Инициативность, творчество, профессиональная мобильность, изд-во «Бэлиг», г. Улан-Удэ, с.154-156.

 

 

6  Курс по краеведению «Я - житель Кабанского района»

 

           Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

 

   Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 

       Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

 

           С целью углублённого  изучения знаний  младшего школьника  о родном крае были проведены диагностические исследования учащихся  начальных классов. Было опрошено 96  детей. Средний уровень знаний показали – 60 детей, показатели ниже среднего у 36 детей. Не вызвали трудностей ответы на вопросы природоведческого характера: названия животных, явления природы. Трудности вызвали вопросы, связанные с названиями населённых пунктов, находящихся за пределами посёлка, вопросы, касающиеся охраны природы и экологии. Не все дети знают о существовании промышленных предприятий в районе, о достопримечательностях  родного края.

 

     Вывод: в целом, дети обнаруживают средние показатели по всем проведенным методикам, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня социализации детей младшего школьного возраста. При этом наличие специального учебного пособия и разработанной методики по его использованию значительно повысит эффективность данной работы и позволит перевести большую часть детей со среднего на высокий уровень социализированности.

 

        Для решения вопросов гражданского воспитания самым юным россиянам огромное значение имеет формирование  такого качества личности как гражданственность. Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.

 

         Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, развивается ее интеллект, познавательные способности, наступает пик желания эффективно трудиться в домашнем хозяйстве, на пользу общества. Для того чтобы сохранить эти желания и стремления ребенка, возникла необходимость создать   инновационную образовательную программу, которая позволит  учащимся усвоить  знания  по формированию гражданственности.

 

      Я  разработала  рабочую  тетрадь «Я-житель Кабанского района» для  учащихся  3-4 классов. 

 

  Целью  изучения данного курса является углубление и расширение знаний учащихся о истории, природе и культуре родного края.

 

·           Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению истории, природы, культуры родно края.

 

·         Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

 

·                Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

 

        Эта  рабочая  тетрадь  получила  рецензию  кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ  Т.Ц. Тудуповой.  Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.

 

К тетради  разработано  методическое пособие и рабочая программа, одобренная  кандидатом педагогических наук   А.Б.Воронцовым.    

 

Содержание рабочей тетради  «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности, учитывая инновационную образовательную среду в начальной школе. Первые уроки, где дети знакомятся с историей Кабанского района, такие как  «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала»,  строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей,  например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют учителю  расширить знания ребенка о своей малой родине и об исторических событиях прошлого и настоящего.

 

        Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника.   На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком  по  своей  малой Родине.  Он  изображен в тетради, а на уроке  должен оживать, принимать активное участие в работе, его роль может играть  как ученик, так и учитель. Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.

 

      Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов  продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания,  например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве,  в сказочном  государстве……». Эти и многие другие  творческие задания  позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.

 

        Большое  внимание   уделяется работе со словарём. В доступной форме дети находят объяснение значения слов «острог», «кордон», «акрополь», «волость», «слобода».   

 

        В программе по краеведению запланированы уроки-экскурсии по Кабанскому району и республике Бурятия. Мы с детьми посетили Спасо-преображенский мужской монастырь, Посольский рыборазводный завод, краеведческий музей им. Лукьянова, музеи г. Улан-Удэ - музей Природы и этнографический музей народов Забайкалья. Также прошли по экологической тропе длиною 4 км в Байкальском  Биосферном заповеднике, несколько раз выезжали на турбазы озера Байкал. Приняли активное участие в Марше Парков, проводимым Танхойским государственным биосферным заповедником, где наши дети заняли призовые места в конкурсах рисунков и сочинений о родном крае и награждены Дипломами и ценными призами.

 

      Важная роль отводится коллективному  решению проблемных вопросов,  таких как: « Почему село  Байкало - Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии?» В рабочей тетради встречаются   задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги  Историку   собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и  презентацию о профессиях твоих родителей». Данные темы являются предметом исследовательской  деятельности  младших школьников, итогом которых является выступление детей на школьных, районных, республиканских научно-исследовательских конференциях.

 

        Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, формируется толерантное отношение к соседствующим народам. Обращение к истории и современности Кабанского района позволяет младшим школьникам более внимательно относиться к своей малой Родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.

 

      Итог изучения рабочей тетради - контрольные и обобщающие  уроки в «Дневнике Путешественника». 

 

     Нашу программу поддержали не только учителя нашей школы, но и школы района, такие как, Селенгинские СОШ №1 и №2, Селенгинская гимназия, используют в своей работе  по изучению родного края учителя Кабанской СОШ, Выдринской СОШ, Байкало-Кударинской СОШ.

 

      К  концу изучения курса учащиеся должны знать историю своей малой Родины;

 

-  месторасположение Кабанского района и уметь находить его на карте Республики;

 

- обычаи и традиции своего народа;

 

- иметь представление о рельефе и климате, полезных ископаемых,добываемых на территории района,  о разнообразии животного и растительного мира;

 

- иметь представление о природоохранной деятельности,  направленной на сохранение сокровищницы планеты - озера Байкал и окружающей его флоры и фауны.

 

 

 

Полезные ссылки:

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей "Добрые руки"

8-800-2000-122